Распечатать

Учредитель, издатель – ООО «Издание» (г. Вологда, ул. Козленская, д. 11, оф. 10)
Директор:
Озимкова Лариса.
Главный редактор:
Михаил Скляр.
Рекламная служба:
руководитель – Татьяна Парасочкина, старший менеджер – Ирина Богатырева,
менеджер – Оксана Понамарчук.
офис-менеджер – Тамара Бурыкина.
Дизайнер: Семен Панченко.
Адрес редакции:
160000, г. Вологда, ул. Пушкинская, д. 18, каб. 7, тел.: (8172) 72-22-22, 76-90-04, факс 21-02-71
Телефоны рекламной службы:
(8172) 210-271 (факс), 72-11-31.
Служба информации:
(8172) 76-90-04.
E-mail:
nasha_vologda@mail.ru
Распространение:
Вологда. Распространяется бесплатно.

Гиперболоид инженера Шухова

Создатель водонапорной башни на территории Вологодского железнодорожного депо стал прообразом главного героя повести «Гиперболоид инженера Гарина».

Иногда Его величество Случай открывает перед журналистом неповторимые творческие возможности.
   Поводом для этого материала послужила моя случайная встреча с московским гостем – представителем фонда «Шуховская башня» Дмитрием Граниным. Я с искренним удивлением узнала, что водонапорная башня, расположенная на территории железнодорожного депо в Завокзальном микрорайоне, является  памятником российской инженерной мысли!
– По подсчетам Фонда «Шуховская башня», из 300 сооружений, построенных по оригинальным проектам замечательного русского инженера Владимира Григорьевича Шухова, сохранилось лишь несколько десятков, и в их числе – вологодская, – рассказывает Дмитрий Гранин.
В чем же особенность шуховских конструкций? С этим вопросом я обратилась к Владиславу Колташову – ведущему инженеру по тепловодоснабжению Вологодской дирекции СЖД. Он начал издалека:
– К сожалению, в архивах не сохранилось документальных сведений об истории строительства этой башни, но о ее технических характеристиках можно рассказать достаточно подробно. Год постройки – 1930-й. Высота до верхней точки –
28,5 метра; объем водоемного бака – 180 тысяч литров; материал ствола – дерево; фундамент – бетон; несущие конструкции – металл. Назначение – накопительный резервуар питьевой воды с разводящей системой. Изначально башня  предназначалась для заправки паровозных котлов технической водой, поэтому водозабор осуществлялся насосами прямо из реки Вологды. Но с переходом от паровозной тяги к тепловозной башня «переквалифицировалась»: сегодня она используется как резервуар питьевой воды для  пассажирских вагонов на станции Вологда. За свою историю башня прошла серьезные испытания стихией. В позапрошлом году ураган полностью разрушил башенную кровлю, но само  сооружение выстояло. Более того, экспертиза показала, что крен башни по сей день находится в первозданном состоянии, и при должном уходе эта система несущих конструкций может выдержать еще сотню лет.

Что же является причиной завидной долговечности шуховских башен? Новаторство талантливого инженера состояло в том, что он использовал в качестве стройматериала сетчатые гиперболоидные опоры из стали. Гиперболоид – поверхность, образуемая вращением гиперболы вокруг своей мнимой оси. Первая шуховская  башня в форме гиперболоида была представлена публике в Нижнем Новгороде в 1896 году. Она использовалась для водоснабжения и обозрения огромной территории, занимавшейся Нижегородской ярмаркой. Эта башня осталась одной из самых красивых в наследии инженера Шухова. По сравнению с ней вологодская башня значительно скромнее и функциональнее…
Стоит добавить, что еще одна гиперболоидная башня Шухова послужила источником литературного вдохновения для Алексея Толстого, написавшего в середине 20-х годов прошлого века свою знаменитую фантастическую повесть «Гиперболоид инженера Гарина». Башня, о которой идет речь, предназначалась для распространения радиосигнала и была возведена в Москве, в районе Шаболовки. В первоначальном проекте ее высота достигала 350 метров, но для такой гигантской металлоконструкции в разоренной войной стране просто не хватило металла. Поэтому специальным постановлением Совнаркома проектную высоту  уменьшили более чем вдвое – до 150 метров. Изящная ажурная башня с деталями, подкупающими своей оригинальностью, была построена в 1922 году и до сих пор является образцом блестящего строительного искусства…
Когда вам придется подниматься по ступенькам пешеходного моста через железнодорожные пути Вологодского вокзала, найдите взглядом и оцените творение инженера Шухова – огромный зеленый бак, который будто парит над землей, удерживаемый почти невесомой конструкцией.
К сожалению, возможности познакомиться поближе с этим гиперболоидом инженера Шухова у непосвященных нет. Дело в том, что башня находится на закрытой территории депо. А ведь вполне могла бы стать еще одной туристической достопримечательностью Вологды…
Оксана Понамарчук